Освещение пятидесятых вдохновленное космосом -Atomic Age.

                Архитектура, промышленное проектирование, коммерческий дизайн (включая рекламу), дизайн интерьера, и изобразительное искусство - все зависело от тематики атомной науки, а также космической эры, которая совпала с тем периодом. Атомный век дизайна стал популярным и узнаваемым благодаря использованию атомных мотивов и символов космической эры. Ретро-футуризм в настоящее время является возрождением интереса к атомной эре дизайна. 
















Гостиная каталог Lightolier 1954г.) имеет регулируемые, настенные придиванные лампы, напоминающие летающие тарелки, комбо-стол из стекловолокна объединен с торшером, и вращающееся алюминиевое бра, свисающее с потолка.  
          Хотя многие люди считают 1950-е годы эпохой подчинения, в области домашнего декора тихо происходила революция. Традиционные тяжелые, богато украшенные изделия из дерева  скапливались в бабушкином доме, уступая простым, более обтекаемым творениям. Вдохновленный послевоенной экономией, пригород  рос на территории Соединенных Штатов, и приток небольших, более доступных домов для возвращения американских солдат создал устойчивый спрос на создание уменьшенных копий Американской Мечты. Потребители, в свою очередь, желали их по менее практическим причинам: поколение родителей были мотивированы одним и тем же желанием: избежать душных, старомодных комнат и быть, как каждое молодое поколение ... современными. Это и касалось освещения, «modern» означал множество новых опций, в основном функциональность, свежесть и новизну.
Ломая Традиции
Возьмем обычную люстру в качестве примера. После столетнего дизайна конструкции, в основе которой использовалось пламя от масла или газа, изменения в форме были минимальными  и касались только количества рожков и цвета плафонов. В это время неожиданно появляется люстра похожая на ... пузырь!? Линейка подвесных светильников Джорджа Нельсона, широко известная как bubble lamps, с чувственными, органическими формами: от ровных сфер, к сигарообразным, от грушевидных к формам алмазов-быстро стала популярной, когда мебельная компания Herman Miller начала производить их в начале 1950-х. Возможно, это было из-за инновационного использования пластиков натянутых на проволочную раму, а может быть, из-за кажущегося преклонения перед луной с ее фазами -независимо от их привлекательности, эти светильники обладали выносливостью, необходимой для долгого срока службы. «Bubble lamps» были типичны для освещения в модернистских домах периода Mid Century, даже не столько из-за их биоморфности в эру космических форм, сколько за использование новых технологий" говорит Стивен Ван Дайк из Национального музея дизайна.






















Подвесные светильники Bubble Lamps по дизайну George NelsonModernica.

Другие определяющие тенденции на десятилетия оставили свой след на потребительских товарах. Дизайнер и историк по воспроизведению освещения компании RejuvenationБо Салливан утверждает, основными идеями в 50-х было достижение сверхзвуковых скоростей, космическое пространство, и увлечение инопланетной жизнью. Вы можете увидеть сочетание всех этих идей в дизайне люстры PH5, которая выглядит  как неопознанный летающий объект что вот-вот приземлится на обеденном столе. Лампа разработанная  по дизайну Poul Henningsen и произведенная  Louis Poulsen,  состоит из слоев изогнутого под разными углами металла, который мягко распределяет свет как вертикально, так и горизонтально, намекая на то что этот предмет не от мира сего.






























Типичный представитель Atomic Age светильник PH5от Louis Poulsen.

Раскручивая новые технологии
Новые материалы были повсюду. Технологические достижения отточенные  военными теперь применялись к потребительским товарам, а нехватка металлов после войны заставила людей творчески осваивать новые материалы. Стеклопластик, так успешно использовавшийся в Bubble lamps Джорджа Нельсона, стал также хорошим тоном в более традиционных абажурах. Абажуры уже не выглядели так традиционно-хвастливо, диаметр окружности стал больше, рост выше, появилось множество моделей и конструкций, предназначенных для увеличения светового потока, проходящего через них. Эти абажуры располагались на солидного размера основаниях из керамики (некоторые из них в два раза больше кашпо). Более поздние примеры возникли под влиянием скандинавского дизайна – основанием для ламп служила изящно изогнутая благородная древесина.
Алюминий все более находил свой путь в осветительных конструкциях. Многие конические отражатели были сделаны из гнутого алюминия- технология, отработанная во время войны. Конусные лампы для чтения  с вырезами в виде звезд вырезами были установлены на стенах многих спален. Еще один пример- алюминиевый светильник PH Artichoke. Это подвесной светильник выделялся многими слоями алюминиевых лепестков растопыренных каскадом под разными углами. В то время как эта амбициозная лампа-скульптура напоминает овощ, по имени которого она названа, она может так же легко быть ошибочно принята за межпланетный зонд.






















Это скульптура, свет, или и то и другое? Артишок от Louis Poulsen принес новую художественную форму в осветительные конструкции; состоящая из лепестков алюминия, каждый из которых рассеивает свет особым образом, лампа вновь стала популярна в модернистски-ориентированных домах.

Мультифункциональность!? Пожалуйста!
Другие типы освещения были также переработаны, ключевой целью стала гибкость освещения. Напольные торшеры, казалось, бросают вызов гравитации. Появились  лампы с несколькими жесткими ответвлениями, прикрепленных к основанию стержня с помощью регулируемого гнезда, обеспечивающего их радиальное перемещение, чтобы поддерживать, казалось бы, невозможные позы. Другие настольные и напольные лампы имели придатки, которые могли  извиваться как медуза - в различных позициях.




























Космическое пространство было постоянной темой в 1950-х для освещения, как видно  потолочный светильник в этой кухне, похоже, готов улететь;   Rejuvenation. Новый дизайн основанный на ранних моделях.

           Отличительной чертой хорошего дизайна является стойкое впечатление которое он создает; многие из символических светильников периода Atomic Age годов можно еще найти в магазинах по всему миру. Более того, ряд производителей осветительного оборудования Аrtek, Modernica, Lightolier, и Louis Poulsen по-прежнему в бизнесе. Очевидно, дизайнеры освещения 1950-х достигли звезд еще до того как Атомная эпоха сделала такие вещи возможными.




 
11.09.2014
К другим статьям